GYMBOREE PLAY & MUSIC

30 апреля 2014 года

Если ребенок молчит

Нормы развития детской речи

Начнем с того, что же должен уметь в отношении речевого развития малыш от 1 до 4-хлет:
• 1 год – он уже понимает и говорит «да-нет», имеет в запасе до двух десятков лепетных слов;
• 2 года – маленький «спикер» уже говорит фразами из двух слов, использует прилагательные, возможно, понятные по произношению только родным;
• 3 года - болтун уже освоил простые предложения и иногда даже использует сложноподчиненные, он изменяет произносимые слова по падежам, ставит их в единственном или множественном числе, осваивает небольшие стишки;
• 4 года – свободно разговаривает сложноподчиненными предложениями, может пересказать услышанное или увиденное, придумывает свои слова и небольшие истории.

Сразу же оговоримся, что эти нормы весьма условны, поэтому не должны восприниматься как аксиома. Все индивидуально – один малыш проходит по всем этапам развития речи четко по графику, а у другой может начать говорить только в 3 или 4 года, но без промежуточных этапов, то есть сразу правильно и сложными предложениями.

И еще один важный момент: если ваш молчаливый малыш прекрасно вас слышит и понимает, может общаться и объяснять свои потребности жестами или сочетаниями звуков – вы можете спокойно ждать словесного «прорыва» до 3,5 лет.

Почему ребенок не говорит

Но все-таки, почему же ребенок молчит, когда окружающие его сверстники уже болтают без умолку? И стоит ли считать это отклонением?
Рассмотрим несколько самых распространенных причин:
• наследственность: если ваш маленький молчун – не первый в роду, то он просто может продолжать семейную «традицию»;
• проблемы неврологического характера;
• нарушение слуха у ребенка;
• отсутствие у молчуна «необходимости» говорить (обычно такое наблюдается в семьях, где малыша понимают и без слов);
• травма физического или психического характера.
Кроме этого, причиной такого молчания может быть просто индивидуальный «график» развития вашего малыша.

Как помочь молчуну заговорить

Если причина молчания вашего ребенка вызвана серьезными факторами, то без помощи специалиста (невропатолога, психолога, стоматолога или логопеда) вам не обойтись.

Если же ваш малыш просто еще «не созрел» для разговоров, помочь ему разговориться можете и вы сами следующим образом:
• занимайтесь с ним и побольше разговаривайте – он вас слышит, а значит и словарный запас его пополняется, только пока что не выходит наружу;
• стимулируйте молчуна говорить различными провоцирующими ситуациями. Вы можете специально поместить его в среду «болтунов» (детский сад, детский центр, компанию разговаривающих сверстников на детской площадке или во дворе) или демонстративно «не понимать», чего он хочет;
• особое внимание уделяйте играм, которые стимулируют у малыша мелкую моторику пальцев, которая также может стимулировать и речевое развитие вашего малыша. Это могут быть кубики, конструкторы, лепка, работа с бисером, мозаика, рисование. Подобное воздействие оказывает и массажирование маленьких ручек.

И ни в коем случае не акцентируйте внимание своего молчуна на том, что он не такой с отрицательной окраской его способностей – он особенный, развивающийся по своей программе. А то, что он еще немножко помолчит, не значит, что он не заслуживает вашей безусловной любви и понимания.

теги: детское здоровье, раннее развитие

назад к блогу