25 марта 2017 года

Гиперактивный ребенок. Как занять, что делать?

Причины детской гиперактивности

Безусловно, эволюционный фактор здесь нельзя исключать, как и нюансы наследственности. Однако большинство специалистов настаивают все же на том, что причиной такого состояния у детей являются изменения в мозговых структурах. При этом возникают они в результате кислородного голодания мозга, которое, в свою очередь, может наступить как во время пребывания малыша в животике у мамы, так и уже после рождения. В такую группу риска входят следующие детки:
• при вынашивании которых была угроза выкидыша или фетоплацентарная недостаточность, а также игнорирование мамой запрета курить;
• появившиеся на свет не совсем легко (кесарево сечение, стремительные или затяжные роды, применение щипцов);
• недоношенные, а также перенесшие в первый год своей жизни инфекции и интоксикации.

Особо мнительным мамам и папам напомним, что это всего лишь группа риска. А это значит, что не обязательно все попадающие в нее малыши непременно будут гиперактивными.

Признаки гиперактивности ребенка

Активность, любознательность и интерес – естественные проявления поведения здорового во всех отношениях ребенка. Но как определить эту грань между «здоровой» и чрезмерной активностью применимо именно к своему ребенку? Есть несколько основных признаков, характерных именно для непосед «с перебором». К ним относятся следующие:
• «моторчик» - такой ребенок постоянно в движении, и если оно прекращается (насильственно или в результате усталости), то сразу же заменяется плачем или истерической реакцией. Он не в силах дослушать рассказ или сказку, сосредоточиться на одном занятии. Им не интересны «тихие» игры, где нужна концентрация;
• «сто слов в минуту» - он говорит быстро, много, но часто глотает слова. Он чрезвычайно любопытен и задает тысячу вопросов, но не имеет терпения выслушивать на них ответы;
• «граница не спит» - у таких деток очень чуткий, прерывистый и беспокойный сон;
• «цунами» - им невозможно управлять, поскольку он не воспринимает никаких ограничений и запретов. Он абсолютно одинаково ведет себя как в привычной обстановке, так и в совершенно новом, незнакомом месте или там, где свое поведение нужно вписывать в определенные рамки (детский сад, магазин, детская площадка). Он очень вспыльчив и не может справиться со своей агрессией, поэтому часто является инициатором конфликтов и драк, в том числе «вооруженных» (с палкой, камнями и т.п.).

Кроме того такое поведение может быть реакцией детской психики на какой-то травмирующий фактор (кризис в семье или развод родителей, проблемы в школе или детском саду).

Что делать с гиперактивным ребенком

Некоторые родители таких супернепосед выбирают либо тактику вседозволенности, либо ставят их в строгие рамки. Конечно, каждый конкретный случай требует своего подхода, но большинство специалистов рекомендуют все же выбрать нечто среднее. Несколько таких оптимальных рекомендаций предлагаем вам и мы:
• создайте спокойную, благоприятную атмосферу дома, четкий режим дня и работайте над собой, поскольку вы – это пример для вашего ребенка;
• задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть простыми, четкими и ясными. Желательно не больше, чем из 10 слов и одного действия. При этом у нее обязательно должны быть временные рамки. Очень важно отмечать все успехи ребенка и обязательно хвалить;
• возьмите за правило предупреждать ребенка заранее о смене в его деятельности, чтобы он мог «настроиться»;
• в случае если нужно что-то запретить, избегайте слов «нет» и «нельзя» - находите с ребенком компромиссы, и только в спокойном тоне;
• позволяйте излишней энергии «живчика» выходить наружу, в том числе посредством «агрессивных» игр. Пусть он бросает камни, бьет что-то палкой или ногой. Главное – объяснить ему, что делать подобные вещи с живыми существами и в ущерб природе нельзя, и создать ему именно такие условия. Приобщайте его к спорту - это идеальный выход и для самого ребенка и для его избыточной энергии;
• сведите к возможному минимуму все дополнительные возбудители (телевизор, компьютер, большие магазины, рынки, кинотеатры и т.п.);
• обеспечьте правильное и полноценное питание, чтобы исключить такой дополнительный фактор для беспокойства, как проблемы с пищеварением.

И, конечно же, помните, что такая активность вашего ребенка – это не баловство и не вредность, а его особенность. Поэтому применение таких методов борьбы с его гиперактивностью, как угрозы, крики и наказания не будут эффективными, а только обозлят малыша и укрепят в нем уверенность, что он «не такой», «не правильный». Поэтому любите его, говорите ему об этом и будьте терпимы. Ну а в крайнем случае призывайте на помощь специалистов (психолога, дефектолога, невропатолога) – вместе вы точно найдете оптимальный способ «укрощения строптивого».

теги: воспитание детей, раннее развитие

назад к блогу