20 марта 2017 года

Речевые навыки. Часть 1

Среди некоторых родителей зачастую ведется негласное соревнование, чей ребенок более развит. Одним из «видов спорта» в этом соревновании является степень владения малышом речевыми навыками. При этом особенное внимание уделяется тому, во сколько кроха начал разговаривать, и насколько успешно и быстро он освоился в этой сфере. В противовес таким родителям есть мамы и папы, которые спокойно воспринимают любые сроки и особо не беспокоятся, надеясь, что в 3 года малыш уж точно заговорит. И первую, и вторую позицию условно можно назвать ошибочными, поскольку в первом случае родители слишком активно вмешиваются в естественный процесс и перегружают ребенка, а во втором – упускают время. Как же найти эту золотую серединку и правильно помочь ребенку освоить речевые навыки? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нормы языкового общения у детей

Начнем с того, что же в тот или иной период своей жизни малыш должен уметь в плане речевого развития. Сразу оговоримся, что сроки эти – не аксиома и могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей самого маленького оратора. Кроме того, здесь есть также и половые различия: девочки овладевают разговорным жанром быстрее и легче мальчиков.

Итак, вернемся к нашим ориентировочным нормам речевого развития ребенка:
• 1–3 месяца – крик малыша уже имеет разную интонацию (удовольствия, боли, голода), он начинает гулить, гукать;
• 4-5 месяцев – кроха осваивает искусство лепета;
• 8-14 месяцев – малыш произносит лепетные слова, а также подражает звукам (пи-пи, гав-гав и т.п.);
• 1,5-2,5 года – ребенок уже складывает предложения из двух слов, активно пополняет свой словарный запас, расспрашивая, что и как называется;
• 2,5-3,5 года – малыш уже изменяет произносимые слова по падежам, родам, числам, пытается правильно выстраивать предложения, сочиняет свои слова, сопровождает свои игры или занятия комментариями.

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разные – от индивидуальных особенностей крохи и до серьезных неврологических нарушений. Кроме того, очень большую роль может сыграть и внутренняя, семейная обстановка, а также отношение близких к ребенку. В этой области можно выделить 2 основных фактора влияния:
1. когда в семье малыша игнорируют, не уделяют ему должного внимания – и у него нет необходимости развивать свою речь, потому что разговаривать не с кем;
2. противоположная первой ситуация, когда ребенок находится в центре внимания, под гиперопекой – в этом случае ему просто не нужно ничего говорить, поскольку его и так все понимают и удовлетворяют все его просьбы и без слов.

теги: раннее развитие, детское здоровье

назад к блогу